Особенности 2PL и 3PL логистики, классификация операторов и их отличия
Большинство людей, совершая покупки в интернет-магазинах или в сетевых супермаркетах не задумывается о том, насколько сложен и многогранен процесс координации доставки приобретаемых товаров. Службы логистики работают настолько четко и выверенно, что их деятельность становится практически незаметной для конечного покупателя. Однако, эта точность достигается благодаря чрезвычайно сложной системе взаимодействия различных участников цепочки поставки. За данное взаимодействие отвечает целая отрасль, имеющая теоретическую и практическую основу. Данная отрасль называется логистикой.
Сетевые магазины, а также компании, занимающие электронной коммерцией, реализуют на постоянной основе сотни тысяч позиций товаров, своевременно доставляемых на полки или напрямую покупателю. В данный процесс могут быть вовлечены десятки и сотни складов, разбросанных по всей стране. При этом, доставка партий груза между точками на карте осуществляется совершенно различными типами транспорта, начиная от малотоннажных фургонов и заканчивая специализированными тяжелыми машинам.
Сложность описанных процессов побуждает владельцев бизнеса отдавать часть или всю свою логистику на аутсорсинг. Таким образом появляется понятие «Третьей стороны логистики» известной также как 3PL или TPL.
Третья сторона логистики. Особенности 3PL
Термин 3PL появился еще в 70-80 годах прошлого века. Уже тогда многие западные компании столкнулись с необходимостью привлечения к работе партнерских фирм, осуществляющих управление цепями поставок.
Собственные логистические отделы либо перестали справляться с возложенными на них обязанностями, либо требовали вложения чрезмерного объема финансов, что для бизнеса абсолютно неприемлемо.
Фактически 3PL-оператор выполняет делегированные ему функции по транспортировке грузов, их складированию и сборке, а также осуществлению погрузочно-разгрузочных операций. Привлекаемая к работе логистическая компания может осуществлять и другие функции. Например, таможенное оформление, формирование оптимальных цепочек поставок, анализ эффективности логистики и многие другие смежные задачи.
Если немного погрузиться в тему выбора наилучшего логистического оператора, то можно столкнуться с целой группой терминов, описывающих уровни вовлечения логистического провайдера в бизнес-процессы клиента.
Эти уровни помечаются аббревиатурами 2PL, 3PL, 4PL и так далее. Рассмотрим в чем отличие данных провайдеров друг от друга.
В чем разница между 2PL, 3PL, 4PL и 5PL?
Перед тем как прейти к термину 3PL, связанному с понятием третьей стороны логистики, рассмотрим то, что предшествует данному уровню аутсорсинга.
Логистика 1-го уровня (1PL)
Первый уровень логистики характерен для компаний, доставляющих свою продукцию, используя собственные транспортные возможности. Такой подход применяется небольшими фирмами, реализующими либо собственные товары, либо ограниченный ассортимент изделий. В данном случае между продавцом и покупателем отсутствуют какие-либо посредники.
Недостаток такого бизнеса очевиден. Не каждая организация обладает собственным автопарком, позволяющим решить все стоящие перед компанией задачи. А в том случае если транспорт имеется в наличии, он сам и его обслуживание весьма затратны. Владелец должен заботиться также о сокращении времени простоя техники для оптимизации издержек, что не всегда возможно.
Логистика 2-го уровня (2PL)
Для решения перечисленных проблем многие организации прибегают к помощи сторонних обладателей транспортных активов. Если говорить простым языком, то в компании имеется свой логистический отдел или сотрудник с соответствующим профилем. И он уже делегирует доставку отдельных грузов транспортной компании.
Если транспортная задача достаточно прозрачна и не требует сложной оптимизации маршрутов, а также взаимодействия множества контрагентов, то 2PL-операторы прекрасно справляются с этой функцией. Однако, при усложнении бизнеса, увеличении ассортимента товаров и выходе на новые регионы, выявляются недостатки такого подхода. Штат отдела постоянно растет, увеличиваются затраты на логистику в целом. На данном этапе чаще всего функции внутреннего подразделения передаются на аутсорсинг.
Логистика 3-го уровня (3PL)
3PL-провайдеры, в отличии от операторов предыдущего уровня, полностью контролируют сложные цепочки поставок. Они отвечают не только за перемещение груза автомобильным, железнодорожным, морским и иным видом транспорта, но и организуют складское хранение продукции, управление складскими запасами, страхование грузов и в ряде случаев таможенные операции.
Большая часть современного бизнеса, ориентированного на электронную коммерцию и управление сетевыми магазинами, пользуется услугами именно 3PL-операторов. Это позволяет им существенно снижать издержки, связанные с хранением и перевозкой товаров, а также оптимизировать маршруты и цепочки поставок, уменьшая сроки доставки продукции конечному покупателю.
Кроме 3-го уровня логистического аутсорсинга в сети встречаются также наименования следующих уровней операторов - 4PL, 5PL и даже 6PL. В ряде случаев такое углубление избыточно и является неким маркетинговым ходом, представляющим новую более уникальную услугу.
Разные компании 3PL в разной степени интегрированы в бизнес-задачи клиентов, поэтому возникает путаница с дальнейшим углублением терминологии. Однако, у следующих уровней взаимодействия имеются определенные отличительные черты.
Логистика 4-го уровня (4PL)
Определение четвертого уровня более расплывчато. Это либо консалтинговая фирма, контролирующая работу группы 3PL-провайдеров, осуществляя функцию диверсификации логистики. Либо 4PL является связанной с грузовладельцем транспортной компанией, полностью контролирующей логистику материнской организации.
Логистика 5-го уровня (5PL)
5PL – это логистические агрегаторы, объединяющие на совей платформе различные транспортные компании, предоставляя конечным пользователям множество дополнительных услуг, в числе которых управление рисками, планирование спроса и полный контроль цепочки поставок.
Выводы
Стоит отметить, что многие 3PL-провайдеры выполняют в том числе функции 4PL и 5PL. Таким образом именно термин «Третья сторона логистики» является базовым при описании аутсорсинга логистических функций. А все дальнейшее углубление взаимодействия связано либо с дополнительными консалтинговыми услугами, либо с внедрением новых технологий оптимизации поставок, в том числе с применением математического аппарата.
Так, например совсем недавно появилась аббревиатура 6PL, которая является выражением концепции внедрения логистической цепи, управляемой искусственным интеллектом.
И если ранее данный термин упоминался лишь в качестве ориентира на перспективу, то сейчас системы ИИ внедряются логистическими и транспортными компаниями всех уровней позволяя им более эффективно выполнять возложенные на них обязанности.
Рубрики
Услуги